Когда и как появились облицовочные стеновые материалы
Облицовочные материалы используются в основном для декоративной отделки помещения. Рисунки, где были изображены звери и предки современного человека, наносили на стены пещер еще первобытные люди.
История появления и развития стеновых материалов
Неудивительно, что история облицовки стен декоративными материалами насчитывает несколько тысячелетий.
Про керамическую плитку в Египетском Царстве
В Древнем Египте на необработанные стены укладывалась глазурованная обожженная плитка или кирпич. Чаще всего облицовывались этими материалами стены гробниц, храмов и жилища жрецов. Наиболее сохранившиеся образцы египетской керамической плитки обнаружены в стеновой отделке дворца фараона Рамсеса Третьего. На керамических плитках чаще всего изображались животные и люди. Особое внимание уделялась изображением кошек, которые на плитке были похожи на огромных пантер.Керамическая плитка с нанесенным на нее рисунком, сверху покрывалась бирюзовой глазурью.
Терракота и Средневековье
Египетская керамическая плитка попала во многие страны, в том числе и в такие центры гончарного ремесла в период Средневековья как Испания и Италия. В этих государствах ремесленники заметили, что дома, отделанные плиткой, меньше подвержены действию влаги, дождя и ветра. Особое внимание ремесленники уделили обожженным образцам керамики, которая в Италии стала называться «терракота» (от итальянского «terra cotta» - Первоначально терракота не покрывалась глазурью, так как даже в необожженном состоянии прекрасно чувствовала себя в неблагоприятных условиях средиземноморского климата. Терракота использовалась в отделке храмов, украшении античных домов Рима и Неаполя. Сегодня в Лувре хранится огромная коллекция терракотовой плитки.
До 13 века рисунок на керамическую плитку наносился преимущественно вручную. В огромных цехах трудилось несколько десятков наиболее талантливых мастеров, которые вырезали на мягкой, еще не обожженной плитке рисунок. Такая техника письма получила название резной, но уже в 13 веке труд рабочих заменили деревянные формы, которые на небольшой промежуток времени позволяли получать большое количество качественной плитки. Техника формования позволила значительно снизить стоимость готовой плитки, в результате чего облицовку домов керамической плиткой уже могли себе позволить богатые купцы и некоторые ремесленники.
О Восточной керамической плитке
В 10-13 веках резные плитки из терракоты получили большое распространение на Востоке. Восточные мастера гончарного ремесла сделали из художественной резьбы по плитке настоящее искусство. Примером тому могут послужить среднеазиатские храмы и мавзолеи. Рисунок, как и у европейских мастеров, вырезался на слегка влажных глиняных плитках, которые в дальнейшем подвергались тщательному обжигу.
Некоторые здания на Древнем Востоке облицовывались орнаментированными керамическими плитками почти полностью — от цоколя до крыши. Восточная техника нанесения рисунка оказала огромное влияние на формирование керамического искусства в Испании, а позже и Италии, в которых и сегодня выпускаются отдельные коллекции дорогой керамической плитки в восточном стиле.
О керамической плитке в 18-19 веках
В 18 веке в большинстве европейских стран началось промышленное производство керамической плитки, которое привело к ее массовому приобретению. В середине 19 века в Германии в местечке Метлах (Mettlach) началось производство керамической плитки, которая позже получила название «метлахской». Метлахская плитка во многом была похожа на первые образцы итальянской терракоты — грубая, необработанная поверхность плитки без глазури. Метлахская плитка стала использоваться в качестве напольной плитки с начала 20 века и по сей день.
О керамической плитке в России
В России терракотовая плитка не получила особенного распространения. С 16 века на Руси начинает особым спросом пользоваться изразцовая плитка или просто — «изразец».
В отличие от терракоты, изразец имел более живой и яркий рисунок, но главное отличие заключалось в так называемой «румпе» — отверстии на оборотной стороне изразца, с помощью которого плитка крепилась к поверхности.
До 17 века изразцы использовались в ракурсе византийского стиля, согласно которому украшать изразцами и другими декоративными отделочными материалами дозволялось только храмы и светские здания. Однако в 17 веке изразцы начинают использовать внутри зданий — для облицовки печей и в качестве декоративных вставок. Изразец для внутренней отделки представлял собой плитку с орнаментами и сюжетами, заключенными в рамку. В народе такие изразцы получили название «красных», что означало «красивых».
Середина 17 века была ознаменована тем, что «красные» изразцы стали вытеснять непрозрачные изразцы, покрытые зеленой и коричневой глазурью — муравленые изразцы. Однако мастера из Беларуси смогли пополнить цветовую гамму муравленых изразцов, предоставив для отделки Ново-Иерусалимского храма белые, бирюзово-зеленые, желтые и синие изразцы. Патриарх Никон приказал использовать для отделки храма не цветной мрамор, а и изразцы, изготовленные белорусскими мастерами.
При Петре Первом изразцы стали производиться промышленным способом и полностью утратили свою уникальность как художественное творение. Именно Петр Великий впервые использовал немецкое название изразцов — кафель, которое сегодня прочно закрепилось за облицовочной плиткой для кухни.
Видео: История вещей. Керамическая плитка
С этим материалом читают так же:
История применения отделочных материалов на основе камня
Комментарии (0)